Благотворительный фонд Адрес: 301602, Тульская обл., г. Узловая, ул.Дубовская, д. 2А
Телефон: +7(48731)5-02-41
Как можно помочь фонду Отчетность фонда

 

Коллективный день рождения – развлечение, уже привычное для учеников Дубовской школы-интерната, но раз от раза оно вызывает у детей все больше восторга. Научиться радоваться не только за себя, но и за других очень сложно, однако эти ребята учатся на удивление быстро. В чем сотрудники Благотворительного фонда «Подари надежду» убедились 27 февраля, поздравляя зимних именинников.

Спортивный зал на два часа превратился в сцену, на которой виновники торжества, мальчики и девочки самого разного возраста, пели и танцевали, читали стихи, участвовали в конкурсах на скорость, сообразительность, и прежде всего, на умение играть в команде. В определенном смысле эти дети взрослеют раньше остальных, поэтому песенка «Куда уходит детство» в исполнении сегодняшних именинников звучала особенно трогательно. Неверно было бы сказать, что дети живут в интернате одной большой семьей, скорее, это семья альтернативная. Тем не менее, воспитатели многое делают для того, чтобы ребята поняли – их объединяет не диагноз УО и не проблемы с родителями, а чувство локтя, взаимовыручка, привычка действовать сообща и при этом надеяться только на себя. Потому что кроме как на себя, им надеяться не на кого.

Можно называть это пресловутой самостоятельностью, качеством, которое при правильном подходе формируется у детей вместо противоположного – иждивенчества. В случае с Дубовской школой этому немало способствуют объективные обстоятельства: вниманием спонсоров учреждение не избаловано. Тем неожиданнее было появление компании «Промет», которая в 2013 году вышла на руководство школы с предложением профинансировать ремонт здания и благоустройство территории.

Школа занимает несколько больших корпусов, самый старый из которых был построен еще в 1948 году. В 1969 году корпуса объединили переходами, тогда же в последний раз шла речь о ремонте. К 2013 году постройка пришла в аварийное состояние. «Промет» выделил 21 миллион рублей, и здание удалось основательно подлатать: заменить систему отопления, положить новую кровлю взамен прохудившейся, установить входные двери, вставить пластиковые окна, отремонтировать санузлы и актовый зал, купить новые кровати и тумбочки, обустроить духовную комнату и договориться с православным священником о проведении занятий. «Промет» прислал партию металлической мебели собственного производства, в столярной мастерской появились новые верстаки...

Но верстаки эти стоят на полу, который коробит от старости и влаги. Сырость пробирается сквозь стены, впитывается в одежду, в постельное белье. «В спальне девочек 6 группы постоянно потеют окна, в некоторых комнатах держится неприятный запах, ощущаются испарения, из-за которых помещения необходимо постоянно проветривать», - рассказывает замдиректора по воспитательной работе Ирина Жирякова.

Вердикт строителей, занимающихся ремонтом Дубовской школы, неутешителен: фундамент если и был, то сгнил. Отсутствует гидроизоляция, разрушена отмостка, которая должна препятствовать проникновению дождевых осадков и талых вод в стены здания, свои функции она практически не выполняет. Рыхлая киричная кладка по естественным капиллярам впитывает влагу из почвы. Положив новую крышу, удалось пресечь доступ воды сверху, но снизу она продолжает поступать. «Поначалу у нас была идея отреставрировать здание полностью, но оказалось, что вкладывать туда деньги все равно что в бездонную бочку, - поясняет генеральный директор ОАО «СТС» Виталий Царев. - Для того, чтобы сделать отмостку, придется вскрывать полы, заливать бетонные стяжки. Очень большой объем работ, трудозатратный и финансово неоправданный, - в нормальное состояние этот дом не привести. Штукатурить кирпич, который крошится от старости, проблематично, к тому же, свежая штукатурка, которую мы положили совсем недавно, уже начинает отслаиваться из-за влажности».

В тепле и сырости активно размножается плесневый грибок. Грибницы располагаются в стыках стен и перекрытиях, побелка не препятствует их разрастанию, а лишь до поры скрывает масштаб бедствия. Черные пятна отчетливо видны в тех комнатах, до которых штукатуры не добрались. А это - реальная угроза здоровью, замедленная, как бомба с часовым механизмом. Медики выделяют целую группу заболеваний, объединенных названием «синдром больного здания», причиной которых являются плесневые грибы: этот синдром наблюдается у людей, которые долго находятся в помещениях с отрицательным микроклиматом, прежде всего, у детей и стариков. Дети Дубовской школы-интерната каждый день вдыхают миллиарды спор, которые являются мощным аллергеном. В первую очередь, под удар попадают органы дыхания: плесень является причиной легочного аспергиллеза, микогенной аллергии, трудно поддающейся лечению и диагностированию и проявляющейся как риносинусит, бронхиальная астма, экзогенный аллергический альвеолит (синдром гиперчувствительности легких), аутоиммунные заболевания. Особенно страшен кумулятивный эффект – микотоксины имеют свойство накапливаться в организме, а запустить цепную реакцию могут самые разные факторы: стресс, иммунодефицит.

Известный факт: в 2002 году из-за поражения помещений плесенью пришлось закрыть Музей современного искусства в Стокгольме, работы по уничтожению грибниц обошлись в 4 млн евро. Случаи, когда то или иное учреждение приостанавливает деятельность из-за пораженности здания плесенью, в Европе встречаются нередко, в России – пожалуй, никогда. Врачей в силу специфики заведения куда больше интересует психическое здоровье этих детей. Не кашляют, и хорошо. А наличие отрицательного микроклимата еще надо доказать, провести экспертизу… До того ли?

Даже если предположить, что рано или поздно получится привлечь спонсорские инвестиции и построить в Дубовке новый, современный комплекс школы-интерната – а это, по предварительным подсчетам, обойдется не менее чем в 5 млн долларов – старое здание, скорее всего, будет отдано… под дом престарелых.

Соглашение об оказании школе-интернату финансовой помощи было подписано, ни много ни мало, на административном уровне - между правительством Тульской области и УЗМК Промет. Благо, губернатор области Владимир Груздев вполне открыт для диалога с бизнесом. При этом Дубовская школа-интернат подведомственна областному Министерству образования и культуры, и, по словам советника губернатора Галины Ратниковой, именно Министерство должно отвечать за ее благосостояние. В Тульской области функционирует 11 коррекционных спецшкол-интернатов. На вопрос, все ли они находятся в таком состоянии, как Дубовская школа, Галина Ратникова отвечает:

- Они все очень разные. Очень многое зависит от того, насколько инициативен и активен директор учреждения. Потому что иногда бывает так, что профильное курирующее министерство (в данном случае, Министерство образования) даже не знает обо всех проблемах. Плюс, конечно, сразу видно, кто как ведет работу с внебюджетными источниками – благотворительными фондами, частными коммерческими компаниями.

- То есть, вести такую работу для директоров необходимо, потому что государство не способно осилить в полном объеме необходимое финансирование?

- Конечно. Вот на текущие нужды – питание, проживание, обучение детей – достаточно средств. А вот что касается капитальных вложений, там дело обстоит сложнее. Просто, к сожалению, работа эта не велась планово последние 10 лет, и если бы профильные министерства занимались этим постоянно, мы бы сейчас не сталкивались с такими огромными проблемами.
Разумеется, следующим шагом мы поинтересовались у директора Дубовской школы-интерната Татьяны Шишкиной, обращалась ли она в Министерство с просьбой о ремонте? Ответ был несколько неожиданным:
- Такого вопроса как-то не стояло. Мы планировали, к примеру, косметический ремонт спортзала, - но «Промет» вызвался сам, поэтому и вопроса не встало. Того, что делает «Промет», вполне достаточно, мы ничего больше не просим. Хотя от косметического ремонта мы никогда не отказываемся. «Промет» собирался заштукатурить стены снаружи, чтобы привести в божеский вид, - это было бы кстати. А так, по-хорошему здание еще лет 20-30 точно простоит, никуда не денется, не развалится.

Такая позиция – никогда ничего не просить, особенно у тех, кто сильнее – разумеется, имеет право быть. Кому захочется ходить с протянутой рукой, а главное, ради чего? И, безусловно, в цивилизованной стране инициативу все таки должно проявлять государство, а не руководство детдома: поиск спонсоров для капитального ремонта (!) – не каждому по плечу. Татьяна Петровна Шишкина работает в этой школе 33 года: с 1980 года была учителем начальных классов, в 2002 году возглавила коллектив. Нет сомнений, что она отдает этой работе всю душу, всю энергию: достаточно один раз посетить школу, чтобы отметить дисциплинированность детей, доброжелательность педагогического коллектива, образцовый порядок. И Татьяна Петровна хорошо знакома с бюрократической машиной, об которую способно разбиться любое начинание, выходящее за рамки минимума.

Понятно также, что бессмысленно ждать от государства, что оно вдруг разом выстроит новые здания для всех детских домов России, да еще и по евростандарту. Многое сегодня зависит от спонсоров. Но что государство сделало для того, чтобы сподвигнуть персонал детдомов на денный и нощный поиск дополнительных источников существования? Установило педагогу-дефектологу зарплату в 18 000 рублей? Коллектив Дубовской школы с завидным постоянством награждают всевозможными грамотами: почетной грамотой Министерства образования РФ, грамотами Департамента образования Тульской области. В советское время это, возможно, была достаточная мотивация для подвигов на трудовой ниве, в условиях рыночной экономики – вряд ли. И то, что перед въездом на территорию школы мирно стоит памятник Ильичу, выглядит довольно двусмысленно. Ильич, как известно, очень любил детей...

Само собой, власти Тульской области предпринимают посильные меры по улучшению ситуации с сиротством в целом. По словам Галины Ратниковой, в последние 2-3 года совершеннолетним детям-сиротам начали активно выдавать социальное жилье: в 2013 году выдано 256 квартир, причем все - в новостройках (ранее была практика выдачи б/у). Квартиры находятся в социальном найме, то есть, приватизировать их можно только по истечении 5 лет, чтобы у подростков не возникло искушения продать жилье под влиянием мошенников.

Кроме того, в Тульской области созданы 16 реабилитационных центров. Это приюты, в которых дети, чьи родители оказалась в трудной жизненной ситуации, могут жить временно, до полугода. В этот период с родителями ведется активная работа, оказывается психологическая поддержка, чтобы ребенок в итоге смог вернуться в семью.

На правительственном уровне были заключены соглашения с благотворительными фондами «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Измени одну жизнь» на фото- и видеосъемку всех детей-сирот Тульской области и дальнейшую социальную рекламу, которая может помочь им найти новых родителей.

Ведется активная пропаганда против абортов и отказа от детей, чтобы молодые мамы в роддомах не отказывались от новорожденных. Еще одно нововведение – беременным женщинам выплачивается из госбюджета по 10 000 рублей за то, что они вовремя сделают первый скрининг, позволяющий выявить врожденные заболевания плода на ранних сроках и принять решение о том, сохранять ли беременность.

Повышать доплаты семьям за содержание приемных детей Ратникова считает излишним и предлагает сконцентрироваться на развенчании мифов, которые существуют в социуме о том, что чужой ребенок не подружится с родными детьми, что оформить процедуру усыновления крайне сложно, что все дети – из неблагополучных семей, с плохой генетикой, и т.д.

Все эти меры, по мнению советника губернатора, однажды позволят вообще упразднить систему детских домов.Как мы видим, государство делает, что может. И руководство Дубовской школы-интерната делает, что может. При этом каждый формально прав. Но если хочешь сдвинуть ситуацию с мертвой точки, надо делать чуть больше, чем можешь.

Устроить праздник для детей, казалось бы, очень просто. Много ли им надо? Шарики, пирог, конфетки - всего ничего. Но именно в такой постановке вопроса и заключается проблема. В семье родители не задаются вопросом, много ли надо ребенку – ему просто дают все самое лучшее. В случае с сиротами общество дает, сколько получится, говоря казенным языком, - сколько положено. Как только заходит речь о любых дополнительных телодвижениях, не регламентированных действующим законодательством, в чиновничьем сознании включается защитный механизм - «да много ли им надо». Крыша над головой есть, еда есть, профессия простейшая тоже. Преодолеть этот стереотип в наших реалиях крайне сложно, куда проще обойтись тем, что уже имеешь.

Между тем, можно сделать многое - в плане не только удовлетворения материальных потребностей, но и ускорения реабилитации детской психики. При школе-интернате можно было бы посадить сад, вишневый или яблоневый, за которым дети могли бы ухаживать. Все, что нужно – это земля и воля (к действию). Изыскать гектар земли для местной администрации вполне под силу: например, расселив окрестные ветхие дома. На прилегающей территории можно поставить небольшой гостевой домик, в котором будут жить специалисты, приезжающие давать детям мастер-классы или читать лекции. Кроме того, необходим дополнительный инструмент, который пригодится детям в жизни: можно, например, организовать компьютерный класс, обратиться в офис Microsoft с просьбой помочь легальным софтом, создать условия для обучения веб-дизайну, научить ориентироваться в Интернете. Для общего развития можно было бы приобрести монитор с большой диагональю и функцией 3D, а также комплект стерео-очков, и коллективно смотреть кино, знакомиться с достижениями мировой культуры. Кто сказал, что будущие швеи и столяры не имеют на это права?

Стратегическое направление развития этого учреждения может быть весьма разнообразным, и совсем необязательно затратным. Тот же грибок из стен вывести стоит недорого, если исходить из того, что здоровье детей - дороже. Даже таких, как эти. А возможно, именно таких. Потому что они самим фактом своего существования дают взрослым людям шанс самореализоваться. Не надо думать, что ничего не получится, что не дадут, прогонят, откажут, не оценят. Да, придется тратить личную силу, время, нервы, бегать по инстанциям, пробивать лбом стены, ломать бюрократические препоны, делать то, за что не платят зарплату… Но сидеть сложа руки в ожидании чуда – верный способ его не дождаться.

Прожить можно без всего: без новых тумбочек в спальнях, без платья на выпускной, без праздников, без семьи. Много ли им надо? Негуманна сама постановка вопроса, попытка оценить, сколько именно. Им – и всем нам – нужна страна, в которой власть и бизнес не переводят стрелки друг на друга, в которой у каждого есть возможность реализовать свой потенциал, достичь чего-то большего. Страна, в которой просто хочется жить.

Опубликовано: 01.04.2014

Возврат к списку